Hard-Rock

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



DAT

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Digital Audio Tape

http://images.vfl.ru/ii/1395416972/1408e0f8/4568125.png

Тип носителя - Магнитная лента
Формат контента - ИКМ 16 бит/32; 44,1; 48 кГц.
Ёмкость - 120 минут
Считывающий механизм - наклонно-строчная система, скорость ленты 8,15 мм/с
Записывающий механизм - наклонно-строчная система записи
Разработан - Sony Philips
Размер - 73 мм × 54 мм × 10,5 мм
Год выпуска - 1987

http://images.vfl.ru/ii/1395417347/70338749/4568168.jpg

DAT (англ. Digital audio tape) или R-DAT (англ. Rotary head Digital Audio Tape) - цифровой формат звукозаписи, разработанный компаниями Sony и Philips и представленный в 1987 году. DAT задумывался как потребительский звуковой формат, в качестве альтернативы аналогового формата записи на компакт-кассеты, но не получил такого же массового распространения. Однако, формат нашел широкую поддержку среди профессионалов — за компактность, высокое качество звучания, удобные функции управления, возможность редактирования уже записанного материала, а также из-за невысокой стоимости оборудования и носителей.

Параллельно с R-DAT теми же компаниями велась разработка другого цифрового формата звукозаписи S-DAT (англ. Stationary head Digital Audio Tape), в котором цифровые данные записывались на ленту шириной 3,81 мм неподвижной многодорожечной магнитной головкой. Однако поверхностная плотность записи в формате S-DAT получалась ниже, чем в R-DAT, в результате кассета несколько больших размеров (86 × 55,5 × 9,5 мм) обеспечивала только полуторачасовое воспроизведение, по сравнению с двухчасовой кассетой R-DAT. Параметры цифрового звука у этих форматов были идентичны.

Технические особенности

Звуковой носитель DAT-формата по внешнему виду напоминает уменьшенную в два раза компакт-кассету, поскольку представляет собой четырёхмиллиметровую (3,81 мм) магнитную ленту, заключённую в защитный пластиковый корпус размера 73 мм × 54 мм × 10,5 мм. Как подсказывает само название (в переводе с англ. «цифровая аудиолента»), запись на магнитную ленту производится цифровым, а не аналоговым способом. При этом используется 16-битная импульсно-кодовая модуляция (PCM) без сжатия, как у CD. Это означает, что запись производится без потери качества исходного сигнала, в отличие от более поздних форматов DCC (англ. Digital Compact Cassette) и MD (англ. MiniDisc). Частота дискретизации может быть выбрана из нескольких значений, а именно: 48 (основной режим), 44,1 (как у CD) или 32 кГц. На ранних поколениях DAT-магнитофонов частота дискретизации 44,1 кГц использовалась только для воспроизведения предварительно записанных промышленным способом кассет, режим записи с частотой дискретизации 44,1 кГц был недоступен с целью защиты авторских прав исполнителей. В более поздних моделях с развитием технологий запрета последовательного цифрового копирования это ограничение было снято. Возможность получения цифровой копии записи с компакт-диска стало преподноситься как преимущество, при этом дальнейшее копирование с DAT-кассеты с частотой дискретизации 44,1 кГц было невозможно. В некоторых моделях R-DAT-магнитофонов также имелась возможность записи с разрядностью 12 бит, квантование по уровню при этом было не линейным, а логарифмическим. При записи с частотой выборки 32КГц и разрядностью 12 бит скорость ленты снижалалась вдвое, соответственно вдвое увеличивалась продолжительность звучания.

Лентопротяжный механизм

Лентопротяжный механизм DAT-магнитофона работает подобно видеомагнитофону. После установки кассеты открывается защитная крышка кассеты, извлекается магнитная лента и оборачивается на 90° вокруг барабана магнитных головок диаметром 30 мм. Лента удерживается с определенным наклоном относительно барабана. В то время как лента двигается со скоростью 8,15 мм/с, БВГ с двумя магнитными головками (с шириной магнитного зазора 0,25-0,3 мкм) вращается со скоростью 2000 об/мин, что позволяет записывать и воспроизводить данные на дорожках (строках) со скоростью 3,133 м/с. Такая запись называется наклонно-строчной.

http://images.vfl.ru/ii/1395417750/9945b880/4568219.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1395417895/4006a71d/4568239.jpg

В формате R-DAT она выполняется без защитного промежутка между дорожками, что позволяет более плотно разместить данные на ленте и записать до 2-х часов цифрового звука. Для снижения помех от соседних дорожек, используется т.н. азимутальная запись — рабочие зазоры магнитных головок имеют угол наклона ±20°. Поэтому помехи, считываемые с соседних дорожек, значительно ослабляются.

Недостатком этого формата является очень высокая плотность записи, что может приводить к выпадениям и потерям звукоданных. Для коррекции ошибок применяется помехоустойчивое кодирование с помощью двойного кода Рида-Соломона, а также интерполяция нескорректированных ошибок. Для лучшей защиты от пакетных ошибок, вызванных повреждениями магнитной ленты, также применяется перемежение.

На дополнительную дорожку возможна запись тайм-кода, что позволяет производить синхронизацию с другим профессиональным оборудованием, в том числе и видеомагнитофонами.

В стандарте R-DAT описывается возможность записи с более широкими дорожками, что улучшает сохранность фонограммы, но уменьшает время звучания одной кассеты до 80 минут. Эта разновидность R-DAT предназначалась для использования в архивах, а также в студиях и на выезде, где больше вероятность повреждения фонограммы.

Магнитная лента при перемотке не отводится от магнитных головок, что позволяет осуществлять быстрый автоматический поиск нужного фрагмента записи. Для этого используются данные «субкода» (которые могут содержать название и продолжительность фрагмента, дату и время записи, неподвижные изображения. Скорость данных субкода составляет 273 кбит/с), которые записываются вращающимися головками вместе с звуковыми данными. Скорость перемотки ленты в режиме поиска превышает скорость воспроизведения более чем в 200 раз, двухчасовая кассета DAT полностью перематывается за 40 с. Применение БВГ диаметром 60 мм и угла охвата ленты 45° позволяет дополнительно увеличить скорость поиска. Напротив, в малогабаритных моделях использовался барабан диаметром 15 мм с углом охвата 180°, что приводило к снижению скорости поиска до 60-кратной. Однако записи, сделанные на магнитофонах с разным диаметром БВГ, полностью совместимы.

Существовали магнитофоны (Sony DTC-2000ES), позволявшие с помощью дополнительной пары головок на барабане реализовать функцию "сквозного канала", то есть в процессе записи прослушивать её результат.

Компьютерный носитель информации

Помимо звукозаписи накопители DAT нашли применение в качестве стандарта хранения данных DDS (Digital Data Storage), так как предоставляли производительное и надёжное копирование на магнитную ленту шириной 3,81 мм. Ёмкость кассеты R-DAT составляет 1 — 1,3 Гбайт, максимальная скорость передачи данных 1,55 Мбит/с. Формат DDS был разработан в 1989 году компаниями Hewlett-Packard и Sony и долгое время поддерживался компанией Seagate/Certance, а сейчас — компанией Quantum — производителем устройств как наклонно-строчной, так и линейной записи на ленту (LTO, DLT, SDLT).

Формат DDS основан на технологии «Helical Scan» (наклонно-строчная запись). Обязательный в данном случае атрибут лентопротяжного механизма — блок вращающихся головок (БВГ), выполненный в виде цилиндра (барабана). В зависимости от используемого формата записи лента проходит вокруг БВГ под некоторым углом, причём ось самого цилиндра БВГ также наклонена под небольшим углом к ленте. Лента при записи-чтении движется в одном направлении, применяется т. н. металлопорошковая лента (metal-particle tape).

Накопители DAT используют технику записи, аналогичную применяемой в DAT-аудиомагнитофонах и основанную, как на перемещении носителя в горизонтальном направлении, так и головок чтения-записи — в вертикальном направлении.

Литература

Золотухин И.П., Изюмов А.А., Райзман М.М. Цифровые звуковые магнитофоны. — Томск: «Радио и связь», 1990. — С. 44 — 140. — 160 с.
Popular Mechanics, июль 1987 — Digital audio cassetes: small tape, big sound

0

2

DAT-магнитофоны "под микроскопом"

DAT-магнитофоны задумывались, как альтернатива аналоговым магнитофонам для широкой публики, но в этом качестве не получили распространения. Зато были оценены профессионалами - за компактность, высокое качество звучания, удобные функции управления и возможность редактирования уже записанного материала.

Необходимость коммутации с другим оборудованием - это первое, с чем сталкиваются пользователи DAT-магнитофонов, как, впрочем, и другой звуковой техники. Существует два основных типа сигнала, которые приходится "переправлять" из одного устройства в другое - аналоговый и цифровой.

Цифровая и аналоговая коммутация

Как известно, прежде чем запустить в производство некое устройство, его механические, электрические, электронные и все остальные параметры тщательно рассчитываются. Характеристики сигналов, способы их передачи и соответствующие разъемы жестко стандартизованы.

Начнем с цифровых интерфейсов.

Формат S/PDIF определяет организацию потока цифровой информации - это как бы язык. Для коммутации оборудования, отвечающего этому формату, существует три метода, как бы алфавиты: AES/EBU, коаксиальный S/PDIF и оптический TоsLink, которые, в зависимости от сложности и цены DAT-магнитофона, могут встретиться в разных комбинациях.

Кроме собственно оцифрованного звука, в поток цифровых данных входят т.н. "субкоды", предназначение которых - перенести вместе со звуком на другое устройство соответствующую служебную информацию о том, на какой частоте он был оцифрован, каким способом (профессиональным AES/EBU или "бытовым" коаксиальным) передается цифровой поток. Также данные субкодов содержат номера программ и "счетчик времени" (временной код), привязанный к звуковым данным.

Среди упомянутых способов передачи данных различаются две основные категории - электрический и оптический. В первом случае сигнал "передают" электроны, движущиеся по металлическому проводу, во втором - кванты света, проходящие по пластиковой или стеклянной трубке.

Все перечисленные выше интерфейсы предназначены для передачи одинакового сигнала формата S/PDIF, но разными способами. Профессиональные организации AES (Общество аудиоинженеров) и EBU (Европейское союз вещателей) приспособили формат S/PDIF под свои нужды, внеся очень небольшие корректировки.

Бытовой стандарт предусматривает электрическое соединение, использующее коаксиальные разъемы RCA-Cinch ("тюльпан"), широко распространенные в бытовой аудиотехнике. именно под этими разъемами на DAT-магнитофонах стоит надпись S/PDIF. Существует вариация - разъем BNC, но, несмотря на то, что он и механически и электрически лучше RCA, его редко используют.

Для профессиональной коммутации звукового оборудования используется т.н. симметричное соединение на 3-контактных разъемах XLR, один контакт которого земля, а по второму и третьему передаются идентичные, но развернутые друг относительно друга на 180o по фазе сигналы, в случае цифрового оборудования - формата S/PDIF. При этом помехи, которые сигнал "цепляет" при прохождении по кабелю, напротив, идентичны по фазе в обоих проводниках. Во входном каскаде принимающего устройства разность между сигналами удаляется. Этот метод, который называется "подавление синфазной помехи", очень эффективен и поэтому принят в качестве профессионального стандарта для передачи как аналогового, так и цифрового сигналов. Кроме того, для передачи цифрового сигнала по методу, принятому для профессиональных устройств (AES/EBU, разъемы XLR), разница напряжения между землей и проводником составляет 5 В, в отличие от 0,5 В для метода передачи, используемого в бытовой технике (S/PDIF, разъемы RCA). Собственно, этими "мелочами" и отличаются профессиональный и бытовой цифровые форматы. Наличие хотя бы одного приспособления для электрической передачи цифрового сигнала является обязательным по спецификации DAT.

Оптический интерфейс - не роскошь, а еще один способ передачи сигнала. TоsLink - это недорогой оптический интерфейс, который производители первоначально внедрили в свои изделия как альтернативу коаксиальному. Во-первых, себестоимость изготовления оптических разъемов и световодов ниже, чем металлических. Во-вторых, так как сигнал передается в виде светового потока, TosLink не создает интерференции, в отличие от излучающего радиочастотный шум электрического цифрового сигнала, проходящего по металлическому шнуру и способного помешать радио или телепередаче. (Надо заметить, что устройство, не отвечающее жестким стандартам по интерференции, на Западе вообще не будет допущено к производству). TоsLink используют многие производители профессиональной звуковой техники - Akai в своих семплерах, Alesis в ADAT'ах, а Sony применяет их даже в массовых бытовых CD-проигрывателях и минидисках.

Основной проблемой, явно ухудшающей качество звучания при электрическом соединении цифровых устройств между собой, является несоответствие импедансов источника, коммутационных кабелей и принимающего устройства, в результате которого внутри кабеля возникают отражения, смешивающиеся с полезным сигналом и порождающие слышимые искажения.

Для коммутации DAT-магнитофонов с аналоговым звуковым оборудованием используются два типа разъемов, идентичных цифровым - RCA для несимметричного и XLR для симметричного сигналов.

Установка уровня сигнала

Необходимость установить уровень сигнала - это второе, с чем сталкивается пользователь DAT-магнитофона, и от того, как он умеет это делать, зависит не только качество мастер-записи, но, бывает, и вся дальнейшая судьба проекта.

Уровень записи, как известно, отстраивается по индикаторам, которые в DAT-магнитофонах расположены на многофункциональном дисплее, занимающем порядочно места на передней панели. Казалось бы, ничего сложного - те же привычные ручки уровня записи, иногда раздельные, иногда одна общая для обоих каналов, регуляторы чувствительности по входу и индикаторы. Но, по сравнению с аналоговыми, при установке уровня записи на цифровых магнитофонах требуется несколько иной подход. Между аналоговым и цифровым оборудованием имеются существенные различия как в динамическом диапазоне (у цифрового оборудования он больше), так и в количестве и качестве возникающих при перегрузке слышимых искажений.

Кто хоть раз писал на аналоговую магнитную ленту, знает, что ее можно перегрузить, не испортив при этом звучания. Соотношение сигнал/шум для аналоговой ленты вычисляется относительно максимального уровня сигнала определенной частоты, при записи которого возникает определенный процент гармонических искажений (THD). Обычно это уровень, при котором в сигнале частотой 1000 Гц коэффициент THD не превышает 3%. На практике же сигнал в пиках может превысить расчетный уровень на 5, 10 или даже 15 дБ. Этот "довесок" называется "запас по перегрузке" (headroom). Такая аналоговая фонограмма более динамично передает детали музыкального материала, что представляется особенно ценным.

Цифровые магнитофоны ведут себя совершенно по-другому. Они необратимо искажают сигнал, выходящий за пределы допустимого по перегрузке для аналого-цифрового преобразователя - звук хрипит и скрежещет

http://web.archive.org/web/20130801033154im_/http://rus.625-net.ru/audioproducer/1999/02/14.gif

Как, по сравнению с аналоговой записью, выглядят искажения цифровых систем

http://web.archive.org/web/20130801033154im_/http://rus.625-net.ru/audioproducer/1999/02/384.gif

Кроме того, если входной сигнал постоянно удерживается на достаточно высоком уровне, то из-за экстремальных условий работы аналого-цифровые преобразователи (например, старых АДАТ-ов) порождают собственные побочные эффекты (пощелкивания), в результате которых запись можно выбрасывать на помойку. Эти недостатки породили у звукорежиссеров "профессиональную болезнь", существенно влияющую на качество цифровых записей - паническую боязнь перегрузить входные каскады аналого-цифровых преобразователей. Пользователи вынуждены ориентироваться исключительно на безынерционные пиковые индикаторы уровня сигнала, чтобы не превысить уровень 0 дБ(fs). Страхуясь от перегрузки, на каждом этапе цифровой записи уровень сигнала занижается. Это приводит к сужению динамического диапазона и приближению полезного сигнала к шумовому порогу.

Однако, разные потребители цифровых фонограмм - радиостанции, заводы по производству CD и др. - предъявляют различные технические требования к максимальному записанному уровню. Выход прост - при записи мастер-фонограммы выставлять максимально возможный уровень записи, а для практических целей изготавливать копии с различным уровнем сигнала. Конечно, надо знать, какой именно максимальный уровень используется в конкретной области звуковой индустрии, и записывать в начале ленты эталонные сигналы (и сопроводительные записи в монтажном листе), по которым можно будет ориентироваться персоналу заводов и радиостанций.

Цифровая регулировка уровня

В принципе, уровень сигнала на выходе устройства, с которого ведется запись, должен быть отстроен так, чтобы вписываться в рамки номинального выходного напряжения. В DAT-магнитофонах предусмотрена возможность в широких пределах усиливать или ослаблять уровень цифрового сигнала; окончательный уровень записи выставляется по отображению уровня входного сигнала на индикаторах DAT-магнитофона. При этом постарайтесь делать это с помощью выходных регуляторов источника, а цифровой регулятор уровня записи на DAT'е использовать весьма аккуратно и в ограниченном диапазоне. При правильном использовании цифровая регулировка может оказаться весьма полезной, а при неправильном - вызвать искажения и ухудшение соотношения сигнал/шум.

На некоторого типах цифровых фонограмм, например, на копиях с аналоговых лент, вместе с полезным сигналом может быть скопирован шум, и довольно высокого уровня, появившийся еще до аналого-цифрового преобразования. К сожалению, сам DAT-магнитофон ничем тут не может помочь, нужны специальные компьютерные программы для реставрации звукозаписей. Но, даже если оригинал записан тщательно, непосредственно в самом процессе аналого-цифрового преобразования также может возникнуть т.н. "шум квантования". И при уменьшении цифрового уровня записи абсолютный уровень шума квантизации не изменится, зато ухудшится соотношение "сигнал/шум", что особенно скажется на сигналах малого уровня.

Изменять уровень во время записи можно, например, при изготовлении цифровых копий, но - в идеале - не должны возникать ситуации, когда требуется кардинально изменить уровень "на ходу".

Точно так же не следует увлекаться увеличением уровня сигнала с помощью цифровой регулировки. Если чуть-чуть "переборщить", сигнал может превысить лимит цифровой системы и вызвать искажения, а оторваться от порога шума не удастся - он вырастет пропорционально сигналу. Соотношение "сигнал/шум" не улучшится, а его слишком большое изменение будет заметно. Лучший совет - раз и навсегда выставить положение ручки уровня записи на своем DAT'е, и менять его только при необходимости "подогнать" уровни фрагментов записи при прямом копировании с одного DAT'а на другой или при редактировании материала.

Индикация

В любой цифровой системе, если иное не оговорено специально, уровень сигнала измеряется уже после того, как он преобразован в цифровой формат, а это означает, что выше максимального порога, "зашитого" в операционную систему каждого DAT'а, никакая реальная индикация невозможна. Поэтому после нулевой отметки градация заканчивается, а максимальное значение на шкале индикатора обозначено как "0 дБ" - и с этим значением необходимо соотносить пиковые всплески фонограммы. Аналоговые индикаторы не могут точно измерять пики очень малой продолжительности, в то время как цифровые не обладают инерционностью отображают каждый пик, даже очень непродолжительный по времени.

Соответственно, точно измерить "в цифре" перегрузку вообще невозможно. Однако, чтобы все-таки как-то учитывать перегрузки, применяется простая и практичная система, дающая надежный результат: специальная схема при возникновении перегрузки регистрирует ее, прежде чем сигнал упадет ниже пикового уровня. Команда на срабатывание индикатора перегрузки дается в зависимости от алгоритма, подсчитывающего количество возникших пиков. Индикатор может реагировать на каждый пик, а может - только на второй, только на третий и т.д. Таким образом, имитируется инерционность аналогового индикатора уровня. К сожалению, такая роскошь доступна пользователям только профессиональных и очень дорогих моделей DAT-магнитофонов.

Преэмфазис (Предыскажения)

Соотношение сигнал/шум в линейных цифровых системах на практике никогда не достигает теоретически возможного значения. Причина тому - несовершенство конвертеров и аналоговых элементов. Особенно большим уровнем шума отличаются АЦП, причем уровень шума растет пропорционально увеличению частоты дискретизации. Для уменьшения этого нежелательного явления в DAT-магнитофонах применяют некоторые простые методы. Например, преэмфазис (частотный корректор) - аналоговый фильтр, включенный в схему перед аналого-цифровым преобразователем и предназначенный для подъема высоких частот. При цифро-аналоговом преобразовании частотная характеристика фонограммы возвращается к исходной. Таким образом, применение преэмфазиса уменьшает ВЧ-шумы, не изменяя общего частотного баланса фонограммы (см. рис 3). Конечно, это всего лишь компромисс, ведь при использовании преэмфазиса уменьшается запас по перегрузке, а величина "остатка" зависит от частотного спектра сигнала. Входной сигнал с поднятыми верхами может вызвать перегрузку: при включенной схеме преэмфазиса остается меньше запаса по перегрузке в области высоких частот. Но некоторые звуки, особенно речь, не требуют запаса по высоким частотам, и их запись только выиграет от использования преэмфазиса.

Если при записи схема преэмфазиса была включена, то при воспроизведении сигнал, соответственно, должен пройти схему деэмфазиса. В формате DAT данные о том, был ли включен преэмфазис, записываются в области служебных кодов, и деэмфазис при воспроизведении автоматически включается или выключается. В идеале вся DAT-кассета должна быть полностью записана только с одной установкой преэмфазиса - неважно "on" или "off". Конечно, возможно записать часть пассажей с преэмфазисом, а часть - без него, деэмфазис будет переключаться в ходе воспроизведения, но при этом могут возникнуть явно слышимые щелчки. В крайнем случае, переключайте преэмфазис в период тишины. Однако учтите, что для профессионального использования записи рекомендуется производить без преэмфазиса.

Тип преэмфазиса, применяющийся в DAT-магнитофонах, показан на рисунке:

http://web.archive.org/web/20130801033154im_/http://rus.625-net.ru/audioproducer/1999/02/ris3.gif

Аналогичный тип используется в ряде других форматов, включая компакт-диски, DASH, звуковые дорожки видеоформатов D1 и D2, Digital Betacam и РСМ-1630.

Работа с идентификационным

Прослушивая компакт-диск, мы имеем возможность, используя функции "перейти к следующему" (go to next) или "перейти к предыдущему" (go to previous), переходить от трека к треку. Кроме того, треки на компакт-дисках пронумерованы, и, задав на управляющей панели нужный номер, можно сразу напрямую перейти к треку N. Это удобно.

DAT-магнитофоны способны выполнять очень схожие операции. В формате DAT подобные функции CD-проигрывателя позволяют имитировать метки, или идентификационные коды Start, Skip и End. Однако для этого нужно потратить время на создание разметки и пронумеровать треки. Чтобы делать это как можно точнее и не доставлять головной боли себе и инженеру CD-премастеринга, нужно знать некоторые тонкости.

Международный стандарт размещения данных на DAT-кассете разработан очень детально. Цифровой поток разбит на сегменты, один из которых называется областью субкода и отвечает за фиксирование служебных отметок, соотносящих данные, записанные на кассете, с работой лентопротяжного механизма. В частности, фиксируются начальная и конечная точки фрагмента звуковой информации, а также присвоенный фрагменту персональный номер. За это и отвечают идентификационные коды, или ID, Identification codes.

ID-метки хранятся в сегментах субкода на DAT-кассете, и, в отличие от синхросигналов и похожих систем разметки, применяемых в ряде аналоговых форматов, записываются независимо от звуковых данных. ID-метки - отдельный сегмент, их можно записывать и стирать как вместе со звуковыми данными, так и отдельно от них.

Метки Start (начало)

Метки Start имеют два основных назначения: поиск точного места записи (как правило, начала музыкального произведения) и нумерация. Поскольку они записываются на ленте в течение девяти секунд, Start-метку можно найти даже на скорости в 200 раз больше скорости воспроизведения. Это особенно удобно, когда на ленте, например, записаны разнообразные звуковые эффекты. Благодаря высокой скорости перемотка занимает очень мало времени и следующий трек отыскивается очень быстро.

Даже несмотря на то, что на высокой скорости DAT-магнитофоны считывают только часть данных, она будет прочитана как минимум дважды, поскольку ID-информация повторяется один раз за фрейм (от англ. frame, "кадр" - минимальный неделимый объем данных, который может быть записан на DAT-ленту) в течение девяти секунд. Только если у DAT- магнитофона сбита настройка или загрязнена головка, он может пропустить ID-метку. В этом случае перемотка будет вестись до следующей ID-метки - чтобы этого не случилось, нужно просто как следует ухаживать за DAT- магнитофоном. Однако замечено, что аппараты разных фирм не всегда корректно читают расставленные "конкурентами" метки. Что делать в таком случае? Постарайтесь протестировать свою кассету на магнитофонах разных фирм и запомнить, какие читают ее некорректно. При дальнейшей работе с кассетой это придется учитывать.

Любое место на записи может быть помечено меткой Start - отдельный музыкальный фрагмент, акты пьесы или просто произвольные точки.

Однако существуют два ограничения: во-первых, каждая метка Start записывается на ленте в течение девяти секунд, и, следовательно, время между двумя соседними не может быть меньше 18 секунд. На практике к этому времени для надежности стоит добавлять еще несколько секунд. Второе ограничение обусловлено размером фрейма DAT-формата. ID-метка может быть записана с точностью до одного фрейма, или 30 мс. Это эквивалентно 12 мм аналоговой ленты при скорости 38,1 см/сек.

Ряд DAT-магнитофонов позволяет автоматически записывать Start-метки, и делается это двумя способами. В бытовых моделях часто применяется схема детекции тишины. Если тишина в записи длится более трех секунд, разрыв между треками считается подтвержденным и за несколько фреймов до появления следующего записанного фрагмента записывается Start-метка. Порог тишины обычно устанавливается фирмами-изготовителями на уровне около -60 дБ. Для поп-музыки это приемлемо, если в материале нет мест с низким уровнем сигнала.

Другой способ - запрограммировать их установку в начале любой новой записи. При этом способе в начале каждой новой композиции сборника автоматически будут расставлены Start-метки.

Точность позиционирования ID-меток ограничена возможностями магнитофона. Считается, что бытовые модели предназначены для создания сборников (компиляций), понравившихся владельцу композиций, поэтому они делают сравнительно неточную разметку.

ID-метки на них обычно записываются "с лету", при нажатии кнопки ID-record. Профессиональные модели позволяют прослушать записанный материал на различной скорости и выбрать точку записи ID-меток с точностью до одного фрейма.

Нумерация меток

Не всегда материал на ленте записывается в том порядке, как в конце концов оказывается необходимым. Возможность нумерации и перенумерации ID-меток предназначена именно для облегчения поиска необходимого места на ленте. Но надо учитывать, что, в зависимости от "профессионализма" конкретной модели, пользователь может ожидать разного результата.

В случае полной реализации стандарта DAT система нумерации позволяет записать на одной кассете до 803 программных номеров (обычные программные номера от 000 до 799 и три специальных номера). До перенумерации все метки Start помечены номером 0АА, что значит "неизвестный". Область на ленте, скажем, тишина перед началом программы, может быть помечена номером 0ВВ, область после окончания записи - номером 0ЕЕ. Номер 0ЕЕ используется в ряде профессиональных DAT-магнитофонов как End-метка (метка конца).

Обычно же в недорогих моделях каждой Start-метке присваивается номер от 0 до 799, после чего необходимая ID-метка может быть найдена с помощью функции автоматического поиска. Алгоритм поиска, "зашитый" в операционную систему любого DAT-магнитофона, предполагает, что стартовые метки пронумерованы по порядку от начала ленты.

Пользователь должен сам убедиться, что порядок нумерации правилен. В противном случае может не сработать функция автоматического поиска по номеру. Если ID-метки не были записаны в строгом номерном порядке от начала кассеты, за последовательностью звуковых фрагментов будет трудно уследить.

Например, запись нового трека в середине ленты нарушит всю последовательность: это все равно, что втиснуть новый дом в ряд старых домов, уже имеющих уличные номера. Именно по этой причине ID-метки первично записываются без специфического номера с пометкой "номер неизвестен".

После того, как кассета полностью записана, можно дать DAT-магнитофону команду перенумеровать (Renumber) Start-метки. DAT-магнитофон отыщет каждую ID-метку, начиная с начала кассеты, и присвоит ей новый ID-номер. Если у ID-метки уже имеется номер, он будет заменен на новый. ID-меткам с неизвестным номером присваивается новый номер, а пометка "неизвестный номер" снимается. Между ID-метками механизм будет работать в режиме ускоренной перемотки, так что вся операция по перенумерации займет сравнительно немного времени.

При записи ID-меток на уже записанную ленту или при перенумерации ID-меток могут возникнуть определенные проблемы, с которыми трудно бороться. К этому следует быть заранее готовым. Проблема в том, что секция субкодов, куда записываются новые или переписываются старые ID-метки, содержит также тайм-код, код абсолютного времени и ряд других кодов (к этой теме мы еще вернемся). Все эти коды поддерживаются форматом DAT, но не все из них распознаются каждой конкретной моделью DAT-магнитофона. Если магнитофон не распознает часть субкода, то он и не перепишет его при замене ID-меток. Яркий пример: бытовые DAT-магнитофоны не распознают тайм-код формата Pro R-Time. Если ленту записать на профессиональном

DAT-магнитофоне с тайм-кодом, а затем перенумеровать Start-метки на бытовом магнитофоне, ID-метки будут переписаны без тайм-кода. Это означает, что в тайм-коде появятся примерно девятисекундные "дыры", по одной на каждую Start-метку.

Метки Skip (пропустить)

Их еще называют метками сокращения, и служат они для того, чтобы пометить начало эпизода, который не должен воспроизводиться. Когда при воспроизведении операционная система DAT-магнитофона обнаруживает на ленте метку Skip, он включает ускоренную перемотку до следующей Start-метки. Skip-метки не требуют обнаружения при быстрой перемотке. Поэтому они записываются на ленту в течение лишь одной секунды

http://web.archive.org/web/20130801031850im_/http://rus.625-net.ru/audioproducer/1999/04/dat_shema_eps.jpg

Метки End (конец)

Метки End - это ID-метки с программным номером 0ЕЕ, предназначенные для идентификации окончания записи. Практически их можно использовать для пометки окончания работы, к примеру, записать в конце сеанса сведения или компиляции. Спустя время, возобновив работу с конкретной кассетой, по End-метке будет несложно найти точку, с которой вы желаете продолжить работу.

Расстановка идентификационных меток - не просто удобство для персонала студий звукозаписи. Грамотная разметка позволяет сэкономить время, оплаченное клиентом. Согласитесь - это хороший аргумент, чтобы научиться правильно ее выполнять.

Лев Орлов, Андрей Степанов

0

3

Магнитофон осваивает цифру

Р. Сворень
специальный корреспондент журнала «Наука и жизнь»

Прогресс радиоэлектроники, о котором мы сегодня слышим на каждом шагу, массовый потребитель часто оценивает не по газетным заметкам или журнальным статьям, а по конкретным новшествам в так называемой бытовой аппаратуре. Не всегда легко, а бывает, просто не хочется разбираться в технических подробностях даже в популярном изложении, другое дело – конечный результат, то, что можно «пощупать» самому: четкость телевизионной картинки, сочность красок, размер экрана, естественность звучания приемника, проигрывателя, магнитофона. И все же, получив в пользование очередной электронный шедевр, иногда полезно поинтересоваться, какой же ценой он был создан, чем заплатили инженеры за улучшение тех или иных потребительских параметров. А плата эта, нужно сказать, бывает очень высокой, и один из примеров – цифровая звукозапись.

Качество звучания оценивают целым рядом точных количественных характеристик, три из них, наиболее, пожалуй, важные, сейчас будут названы с предельно краткими и упрощенными пояснениями.

Полоса воспроизводимых частот

Человек слышит звуки в диапазоне, или, как часто говорят специалисты, в полосе часто, примерно от 20 Гц (герц) до 20 000 Гц (20 кГц). И если мы хотим услышать из громкоговорителя звук во всем его частотном богатстве, услышать естественное звучание оркестра или лесных голосов, то нужно провести этот звук (точнее, его электрическую копию) от микрофона до громкоговорителя без каких-либо частотных искажений. То есть на огромном пути, пролегающем, например, через усилители, грампластинку, устройства звукозаписи и считывания, нужно сохранить изначальное соотношение между всеми частотными компонентами сложнейшего звукового аккорда, между составляющими звука во всей полосе от 20 Гц до 20 кГц. Задача непростая, если решать ее в полном объеме, аппаратура получится сложной, дорогой. Поэтому в аппаратах средней и невысокой стоимости воспроизводят более узкую полосу частот, скажем, 20 Гц – 12 кГц или 200 Гц – 6 кГц, и мирятся с тем, что звучание получается не отличным, а хорошим или даже всего лишь удовлетворительным.

Коэффициент нелинейных искажений

Первопричина искажений – нелинейные процессы, некоторое нарушение прямой, линейной зависимости между сигналом на входе и на выходе какого-либо элемента, например, транзистора. В результате на выходе всей системы, то есть в громкоговорителе, появляются компоненты звука, которых не было на входе, слышатся посторонние призвуки, похрипывания. Сам коэффициент нелинейных искажений показывает, какой процент их мощность составляет от мощности полезного, неискаженного сигнала. Считается, что нелинейные искажения в 2...3 процента незаметны на слух, но все же в высококлассной аппаратуре стараются, и не без оснований, сделать их менее одного процента.

Уровень собственных шумов

Игла звукоснимателя начинает двигаться по пластинке, делает первый оборот, мелодия еще не началась, а пластинка уже звучит, точнее, шипит – это игла слегка подрагивает на мельчайших неровностях стенок звуковой канавки. Аналогичный шум слышен и в магнитофоне, в частности, из-за неоднородностей магнитного слоя на ленте. Шумят ламповые и транзисторные усилители из-за ничтожных флюктуации тока, неравномерности движения зарядов. По той же причине в какой-то мере шумят все элементы электронных схем, даже обычные проводники.

Шумы – вещь неприятная, и не только потому, что слышны в паузах. Шумы забивают слабый сигнал, приходится искусственно поднимать его уровень и при этом жертвовать реальным динамическим диапазоном – соотношением самого громкого «форте» и самого тихого «пиано». По сути дела, шумы – это частный вид нелинейных искажений, но для их оценки есть отдельная характеристика, она показывает, во сколько раз мощность шумов меньше, чем мощность среднего чистого сигнала. Правда, вместо «во сколько раз» принято указывать «на сколько децибелов», в хорошей аппаратуре уровень собственных шумов обычно – 60 дБ (шумы по мощности меньше сигнала в 1 000 000 раз), в средней аппаратуре – 40 дБ (в 10 000 раз).

Звук есть не что иное, как меняющееся во времени давление, электрическая копия звука – точно так же меняющийся во времени ток. Это «точно так же», эта похожесть, аналогичность дали имя электрическому сигналу, повторяющему, копирующему своего предшественника, в данном случае звук, – его называют аналоговым сигналом. Можно представить оба процесса – звук и его аналог ток – в виде сложных кривых на графике и отметить: все виды искажений приводят к изменению самого аналогового сигнала, к изменению формы кривой.

http://i33.fastpic.ru/big/2014/0321/35/4c6f2728de752dec5dc5342ae11c6835.gif

Много томов понадобилось бы, чтобы рассказать о том, как искали и находили способы борьбы с искажениями сигнала. В этой борьбе было одержано много побед – на заре радиотехники слушатель радовался, если в хрипах и шумах удавалось разобрать слова, произнесенные диктором, а сегодня громкоговоритель с высокой верностью воспроизводит тембровое богатство певческих голосов и многоголосье большого оркестра. И все же инженеры решились па еще одно трудное сражение и одержали еще одну победу – создали цифровые системы передачи, записи и высококачественного воспроизведения звука. Сначала появилась цифровая грампластинка, затем начались разработки цифровых систем радиовещания, а сейчас японские фирмы уже предлагают потребителю цифровые магнитофоны, пытаясь взять реванш за цифровую грамзапись, где бесспорно европейское лидерство.

http://i59.fastpic.ru/big/2014/0321/c1/fddee79034411b0795cb8ed44d1808c1.gif

Сама идея и принципы всех цифровых систем звуковоспроизведения примерно одинаковы – в самом начале пути аналоговый сигнал превращают с «цифру», в цифровой сигнал, в серии импульсов-пауз. Именно они и проходят весь дальнейший путь, почти до самого финиша – «цифру» записывают на пластинку, на магнитную ленту, ее передают по радио, считывают, принимают из эфира, а в заключение вновь превращают в аналоговый сигнал, который и направляют в громкоговоритель. Начальную и конечную операции выполняют уже ставшие классикой электронные схемы – аналогово-цифровой преобразователь АЦП и цифро-аналоговый преобразователь ЦАП (см. «Наука и жизнь» №10, 1986 г.). Первый из них, АЦП, через очень короткие интервалы времени – обычно 30...50 тысяч раз в секунду – измеряет уровень аналогового сигнала и каждое его значение шифрует, кодирует определенным двоичным числом, отображая единицу импульсом, а ноль паузой. Так, например, если аналоговый сигнал имел значения в вольтах 0,1 – 0,2 – 0,3 – 0,4 – 0,2.., то возможно такое его превращение в «цифру» – 0001 – 0010 – 0011 – 0100 – 0010. Здесь для цифрового кодирования выбраны четырехразрядные двоичные числа, всего их может быть 24 = 16, то есть аналоговый сигнал такими четырехзначными числами можно отображать, выделяя в нем 16 уровней, 16 ступенек. Это, конечно, грубое отображение сложного сигнала, и в реальных цифровых системах для кодирования пользуются значительно большими, например, двадцатиразрядными двоичными числами. Они позволяют зашифровать 220 = 1 048 576, то есть больше миллиона разных уровней аналогового сигнала, и таким образом описать его очень точно, мельчайшими ступеньками.

http://i33.fastpic.ru/big/2014/0321/5a/2b54ac3fd5896a4541b6c84cf055765a.gif

Теперь два слова о том, зачем все это нужно. Цифровой сигнал, так же как и аналоговый, подвержен искажениям – и частотным, и нелинейным, и шумовым наслоениям. Но для цифрового сигнала они не страшны, исказить цифровой сигнал – это значит совсем убрать какой-нибудь импульс или ввести импульс там, где была пауза. Такие катастрофические искажения можно предотвратить, а более мелкие, меняющие форму импульса или нарушающие чистоту паузы, нетрудно устранить. Для этого есть тоже уже классический электронный блок – регенератор цифрового сигнала. Из него выходят неискаженные, такие же, как были в самом начале, «новенькие» последовательности импульсов-пауз, из них после ЦАП получается практически неискаженный аналоговый сиг-пал, а значит, в итоге и неискаженный звук. Достаточно сказать, что в системах цифровой грамзаписи уровень шумов составляет – 80 дБ, то есть они по мощности в 100 миллионов раз слабее основного сигнала и реально вообще не слышны. Слушатели иногда даже жалуются на неестественную, мертвую тишину, в которой звучит музыка с цифровой грампластинки.

Цифровая система грамзаписи была предложена специалистами голландской фирмы «Филипс» в 1978 году, ее основа – пластинка диаметром 12 см, как ее называют, компакт-диск, цифровой код записан на нем микроскопическими (ширина 0,6 микрона) отражающими поверхностями, расположенными, как и обычная звуковая канавка, но спирали («Наука и жизнь» №10, 1986 г.). Считывание кода производится лазерным лучом, сфокусированным до микронного пятнышка. Цифровой лазерный проигрыватель – машина сложная, в ней, в частности, много вспомогательных электронных схем, совершенная автоматика, прецизионная электромеханика и оптика. Реальностью такая машина могла стать только в эпоху микроэлектроники – в ламповые или даже в транзисторные времена это наверняка был бы аппарат размером с большой холодильник и со стоимостью автомобиля. Нужно отдать должное динамизму европейской промышленности: лазерные проигрыватели вышли на рынок в 1982 году, через год их было выпущено уже 350 тысяч, еще через два года – 4 миллиона, а сейчас их парк далеко ушел за 10 миллионов. Пластинок, то есть самих компакт-дисков, ежегодно продается 50...60 миллионов. Это при том, что цена на проигрыватель, хотя и снижается, продолжает оставаться немалой – около 600 долларов, это примерно цепа среднего видеомагнитофона, и в несколько раз дороже рядового аналогового электропроигрывателя.

Несмотря на это, спрос на цифровую грамзапись достаточно высок и, как отмечает французский журнал «Сьянс э ви» («Наука и жизнь»), заводы, пользуясь моментом, работают по 24 часа в сутки и по 7 дней в неделю, чтобы насытить рынок компакт-дисками и лазерными проигрывателями. Им действительно нужно спешить – японские фирмы, такие, как «Айва», «Сони», «Шарп», «Технике», «Хитати», а также западногерманский «Грундиг», уже бросили вызов компакт-диску, начав производство и продажу цифровых кассетных магнитофонов, именуемых системами DAT, от «Digital Audio Таре» – «цифровая звуковая лента».

Два года назад 84 фирмы, проявляющие интерес к DAT, приняли единый стандарт па эти системы, однако вскоре отдельные фирмы, вырвавшиеся вперед, начали нарушать принятое соглашение. Главным образом, видимо, из соображений технической и коммерческой политики, в частности экспортной.

О масштабах событий и «цене игры» в этой сфере говорят, например, такие цифры: в начале 1987 года по сравнению с тем же периодом предыдущего экспорт японских телевизоров снизился па 30 процентов, видеомагнитофонов – на 22, и в значительной мере потому, что поднялись новые мощные производители видеоаппаратуры. Фирмы, вырвавшиеся вперед в создании цифровых магнитофонов, делают все, чтобы как можно дольше сохранять лидерство в массовом производстве, нередко подчиняют этому выбор технических решений.

Всплывают и старые проблемы, в частности бесконтрольное копирование записей, как для личных нужд, так и для широкой продажи. Против этого направлены законы, ограничивающие копирование или даже запрещающие его в коммерческих целях, в магнитофоны встраиваются блоки «антикопирования», исключающие этот процесс, некоторые страны готовы запретить ввоз магнитофонов без таких блоков. Кстати, один из параметров уже выпускаемых систем DAT исключает прямую, так сказать, поимпульсную перезапись с компакт-диска – в лазерных проигрывателях аналоговый сигнал измеряется и превращается в пакеты импульсов-пауз 44 100 раз в секунду (частота 44,1 кГц), в выпускаемых цифровых магнитофонах это делается несколько чаще 48 100 раз в секунду, то есть с частотой 48,1 кГц. Предусмотрена, правда, еще одна частота этих превращений – 32 кГц, она соответствует одному из стандартов звукового сопровождения в телевизионных спутниковых системах и позволяет прямо в цифровом виде записывать на магнитную ленту высококачественный «звук из космоса».

В самом лагере разработчиков систем DAT тоже нет единства, существуют два совершенно разных, никак не стыкуемых типа цифровых магнитофонов R-DAT и S-DAT. В их основе два разных технических решения важнейшей для DAT задачи – быстрого перемещения ленты относительно магнитной головки. Дело в том, что на лепту нужно записать весьма высокую частоту – пакеты импульсов-пауз, как только что говорилось, создаются 48 100 раз в секунду, в каждом пакете может быть 20 импульсов, то есть частота их следования достигает примерно 1000 кГц (точнее, 48,1×20 = 962). Чтобы записать столь высокую частоту, нужно протягивать пленку со скоростью 4...5 метров в секунду, на обычном магнитофоне 30-минутная кассета (одна сторона 60-минутной) при такой скорости проскочит за 20 секунд, а для 30-минутной записи потребуется 8 километров пленки, кассета размером с окно.

Чтобы в цифровых магнитофонах не выйти за пределы стандартной компакт-кассеты (в действительности размеры кассет отличаются, но очень незначительно), в системах R-DAT (R – от «Rotary Head» – «вращающаяся головка») воспользовались принципом, уже давно принятым в видеомагнитофонах, – пленка движется сравнительно медленно, а вращающаяся магнитная головка быстро проходит по ней, осуществляя запись на наклонных дорожках или считывание с них.

http://i60.fastpic.ru/big/2014/0321/6a/d7c52cdc7d46a46ff8bd40509a082a6a.gif

В системах S-DAT (S – от «Stationary Head» – «неподвижная головка») используется принцип, применяемый в магнитных накопителях информации для ЭВМ, – запись сразу ведется на 20 параллельных дорожках, на каждой записывают один разряд двадцатиразрядного двоичного числа, которым кодируются уровни аналогового сигнала. Иными словами, одновременно, параллельно записывается или считывается весь аккорд из 20 импульсов-пауз. Точнее, на пленке 22 дорожки, в их числе 2 вспомогательные, для систем управления и автоматики магнитофона.

Как видите, обе системы R-DAT и S-DAT – достаточно сложны. В первой появляется такой прецизионный узел, как блок вращающихся головок со своей автоматикой и отдельным приводом. В другой системе нужен единый блок из расположенных одна над другой 22 тончайших (около 60 микрон каждая) отдельных магнитных головок. Их может быть и 44 в системах, где запись сделана отдельно на верхней и нижней половине ленты, например, для создания стереоканалов. Ко всему сказанному необходимо добавить, что в кассетах цифрового магнитофона используется такая же узкая лента, что и в обычных компакт-кассетах, – ее ширина всего 3,81 мм.

Здесь уместно напомнить, что нередко лишь революционные открытия в технике и технологии, такие, скажем, как микропроцессор, полупроводниковый лазер или интегральная микросхема, позволяют какой-либо новинке продвинуться, как говорили древние римляне, «от возможного к реальному» – «a pose at esse». Когда-то, в эпоху ламповой электроники, какой-либо аппарат оценивали по числу «баллонов» – количеству электронных ламп. Так и говорили «прекрасный десятиламповый приемник», или «простенький трехламповый», или «предельно упрощенный телевизор, в нем всего 14 ламп». В те времена человека просто сочли бы ненормальным, если бы он предложил систему звукозаписи, в которой проигрыватель должен иметь несколько тысяч «баллонов» – именно таков ламповый эквивалент микросхем, применяемых в лазерном проигрывателе. Никто всерьез не стал бы обсуждать и бытовой магнитофон, имеющий два, а то и четыре десятка головок. Но вот проходит два-три десятилетия, и безумные электронные проекты, сложнейшие аппараты, всего лишь в принципе возможные, становятся реальностью настолько, что попадают в разряд массовой и даже дешевой бытовой аппаратуры; небольшой лазерный проигрыватель теперь можно увидеть встроенным в переносную радиолу, не за горами, видимо, и переносная магнитола с системой DAT. Первопричину подобных ошеломляющих изменений понимали еще все те же римляне, отметившие: «Mens aditat molem» – «Ум движет массу».

Ранее опубликовано: Наука и жизнь. 1988. №8.

Дата публикации: 2 сентября 2003 года

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно